Речь идет об акварелях Владимира Васильева, выставка которого открылась в начале апреля в Доме Гоголя на Никитском бульваре. Да, тот самый Васильев, артист балета, хореограф, режиссер, педагог, лауреат Государственных премий, с 1995-го по 2000 гг. – директор Большого театра, в котором он работал все время. За время своей танцевальной карьеры исполнил все ведущие партии в балетах Большого театра, из которых самой потрясающей была роль Спартака в одноименном балете в хореографии Юрия Григоровича. Парижская Академия танца назвала его «Лучшим танцовщиком мира». Это о нем знаменитый хореограф Касьян Голейзовский, специально для Васильева создавший хореографическую миниатюру «Нарцисс», сказал: «Васильев – не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета. Он настоящий гений танца. К нимбу этого огромного художника надо добавить ещё чудесный характер, наблюдательность, пытливость и балетмейстерское дарование».
В качестве художника я Васильева не знала. И впервые увидела его акварели в Угличе на выставке в 2010 году, когда мой друг, заместитель директора музея по науке Виктор Ерохин, привез Васильева из Москвы и когда в тот день перед выставочным залом музея собралась вся местная интеллигенция. Подступиться к работал в тот день было невозможно, так что с той выставки осталась лишь одна афиша. Осталось и ощущение некой такой размашистой палитры, взрывной, яркой. Были там и акварели с видами Италии.
И вот – 12 часов дня. Дом Гоголя. Снимай – не хочу. И – совершенно новое ощущение.
Название «Сказки об Италии», конечно же, появилось не случайно. И не случайно выставка акварельных пейзажей и натюрмортов открылась именно в Доме Гоголя, который очень любил эту страну. Полюбил ее и Васильев, увидев шедевры итальянского зодчества, рассветы и закаты, маленькие улочки и одинокие домики, каналы и мосты Венеции, - одним словом, увидев и показав зрителю свою Италию. Работы Васильева пастелью и маслом я не видела, а вот акварели… Сейчас все меньше и меньше пишут акварелью – сложно, хлопотно, невыгодно. Все больше и больше художники используют фотографии, а там как мастерство и воображение подскажет. Все меньше и меньше выезжают на натуру.
А у Васильева все натурально. И акварель дает возможность работать быстро, выразительно, когда художник может показать всю заразительность и экспрессивность давно всем знакомого места или, напротив, вовсе не знакомого.
Вот мост Риальто в Венеции, написанный в 2004-м году. До боли знакомый ракурс, узнаваемый каждым, кто побывал там хотя бы раз. Какая-то скрытая тревога есть в этой работе, какая-то одинокость несмотря на уйму народу на мосту. Может, эта одинокость исходит от гондольера, который находится в гондоле, но что-то здесь есть щемящее и хватающее за душу.
Совершенно другое настроение в работе 2012-го года «Милан. Piazza Duomo». Здесь – восхищение, причем мгновенное. Ощущение мгновенного наброска. Есть и Дуомо, написанный ночью, и перед собором всегда люди, всегда движение. Или вдруг одинокий домик на Искье – чудесном острове Италии в Неаполитанском заливе с его термальным бассейнами. Это всего лишь домик в горах. Ничего нет от яркого почти залакированного пейзажа, который, как правило, предстает перед нами в приветливых завлекательных буклетах. А вот Чефалу, что на севере Сицилии, который по праву считается самым красивым малым городком страны.
И свой автопортрет Васильев написал в Италии. Таким он себя увидел, когда или солнце падало в море, или он увидел свои блики заката. Свои – никем не повторенные.